Тел. +7 912-24-16-385
E-mail: alexander@zaborov.ru
БИБЛИОТЕКА

Рассылка 'Александр Заборов: Искусство взаимоотношений между людьми'
Рассылка автора.
«Александр Заборов:
Искусство взаимоотношений
между людьми»











Вы здесь: Библиотека > Статьи > Оформленные мысли > Как проверить подчиненного на преданность
АНОНСЫ СОБЫТИЙЖЕМЧУГ МУДРОСТИ
 
Любой странствующий монах мог остановиться в дзенском храме при условии, что он будет победителем в ученом диспуте тех, кто живет в этом храме. Если же он будет побежден, ему придется уйти.


Как проверить подчиненного на преданность

Что требуется от подчиненного и кто портит нам жизнь.

Дата публикации: 18.08.2006
Тема: Оформленные мысли
Автор(ы): Александр Заборов
Источник: Бизнес и жизнь, август 2006. ИД Абак-пресс.

Жизнь нам портят люди, которых мы вовремя не уволили. Думаю, что не только я ни раз убеждался в справедливости этого правила. Постараюсь сформулировать, что же мы ждем от сотрудников.

Всегда требуется, чтобы сотрудник мог справиться с порученным ему делом. У него должно хватать квалификации: необходимых знаний и навыков, скорости реакции и общей культуры. Нужно, чтобы он хотел заниматься порученным делом. Существует миллион причин, почему квалифицированный человек может работать «спустя рукава». Он может считать, что работа не престижна или недостаточно оплачиваема. Ему может быть элементарно скучно выполнять эту работу. Встречаются любители поговорить, но не сделать. Мочь и хотеть — совсем не одно и тоже.

Работник должен быть лоялен. Это очень принципиально. На практике именно отсутствие этого качества чаще всего приводит к увольнению или резкому неудовольствию руководства. Человека можно обучить или передвинуть на другую должность, систему мотивации можно изменить, лояльность же теряется раз и навсегда, а с ней и ценность работника.

В каждой организации свое представление о лояльности. Где-то это совпадает с понятием личной преданности и распространяется даже на личную жизнь, обязательно участие в «релаксационных» мероприятиях. Где-то «просто» требуют соблюдения корпоративных норм. В любом случае, это означает: Ему можно доверять. Он сделает все от него зависящее для выполнения поручения, а если не сможет, то вовремя и честно доложит!

Чем менее формализованы требования к сотруднику, чем труднее его заменить, тем выше требования к лояльности. В политике, где в нашей стране по существу нет ни какого правового регулирования отношений, вопрос о лояльности особенно актуален и болезненен. В 1995 году мне предложили пост заместителя председателя Госкомпредпринимательства, но через некоторое время движение в этом направлении прекратилось. Только через год я случайно узнал, в чем причина. На выборах губернатора Свердловской области я проголосовал не за действующего главу администрации, который представлял правительственную партию «Наш дом Россия», а за Э. Росселя. Причем я нигде свои взгляды не афишировал, просто не пришел добровольно в нужную команду и в Москве это отследили.

Трудно требовать преданности от всех сотрудников. Но очень важно, чтобы были такие, на которых можно уверенно положиться в трудную минуту: когда неясно кто кого, когда, кажется, что все пропало, когда предают. Есть должности, где лояльность вопрос номер один: служба охраны, финансы, помощники. У каждого лидера есть люди, для которых лояльность является по существу единственным обязательным качеством. Люди — аккумуляторы. Они накапливают вашу силу, энергию и в нужный момент, момент вашей слабости, неуверенности возвращают ее вам обратно. Ведь невозможно всегда и везде быть суперменом, даже у Наполеона были минуты слабости. Он растерялся и пал духом в момент захвата власти, когда встретил отпор у депутатов, но его генералы, безоговорочно верившие в будущего императора, довели разгон собрания до конца.

Полностью полагаться можно только на тех, кто состоялся благодаря вам. Если именно рядом с вами он совершил качественный скачек. Если для него совершенно естественно, что вы лидер и в своем праве. Когда произошло разделение исполнительной и представительной власти в Свердловской области, будущий губернатор взял себе руководителем аппарата не многоопытного начальника орготдела, а его молодого заместителя. Алексей Петрович вот уже 16 лет служит Эдуарду Эргартовичу верой и правдой.

Если же работник начал заниматься политикой, бизнесом или тренерской работой раньше вас и пришел к вам уже состоявшимся специалистом — он по настоящему лоялен никогда не будет, он только попутчик. То, что именно вы лидер, для него вовсе не само собой разумеющееся. Поэтому на курсах MBA учат, что в случае поглощения все топ-менеджеры присоединяемой компании должны быть уволены сразу, они не смирятся с новой ролью.

Выделим признаки лояльности. Сотрудник должен подробно, и без утайки отвечать на все поставленные вопросы. Круг вопросов зависит от организации. Чем иерархичнее и жестче организация, тем на более широкий круг вопросов придется отвечать, включая частную жизнь. Если сотрудник отказывается отвечать на вопросы или отвечает неполно и неохотно — он вас за начальника не считает, он вам нелоялен. Это очень важный индикатор: как отвечают на ваши вопросы. Вас расспрашивает, про себя не рассказывает — считает себя выше вас. Без утайки ответит на любой ваш вопрос, и вы ответите на любой его — это друг, таких немного.

Вопросы — очень мощный способ воздействия. Так модный сегодня коучинг основан на вашем разрешении тренеру, задавать себе вопросы и обязательстве отвечать на них. Продуманная система вопросов позволяет ясно осознать желанные цели и пути движения к ним. В конечном итоге вы совершаете заметный скачок в своем развитии. Так же работает психотерапевт. Управление вопросами — очень действенный и гибкий способ управления.

Во-вторых, сотрудник не должен лезть со своей правдой, своими советами, когда его об этом не просят. Поступая таким образом, он наступает на вашу территорию, на ваши права, вольно или невольно присваивая их часть. Он сомневается в вашей компетентности. Он мешает вам вести сложную игру лишая вас «права на незнание». Большинство из нас выросло в стране Советов, но давать советы по любому поводу, просят нас об этом или нет, — плохая привычка.

О потере (или отсутствии) лояльности говорят: любая ложь, включая утаивание неприятных фактов и происшествий, все виды шантажа: «повысьте мне зарплату, а то уйду к конкурентам, мне тут, как раз, предложили», «клиенты работают со мной, а не с фирмой» и т.д. О том же говорят саботаж — невыполнение поручений, вдруг не спросит или любая грубость. Лояльный подчиненный не имеет права похвалить начальника, но выразить ему восхищение — может и должен.

Нелояльного человека перестают считать своим, за него больше не несут ответственности, и это в конечном итоге приводит к увольнению. Здесь не надо иллюзий и ложного гуманизма: каждая минута нахождения в компании нелояльного сотрудника разрушает ваше предприятие, вред, наносимый его присутствием, гораздо больше пользы от его работы. Американцы, приняв решение об увольнении, дают работнику один час на сборы под присмотром службы безопасности.

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Вы, в свою очередь, имеете начальников и покровителей и вопрос о том, что мы можем позволить начальству, а что нет, является очень важным, и тем становится принципиальней, чем выше мы забираемся. Вы, должны для себя решить, кроме всего прочего, главную задачу: а готовы ли вы заплатить требуемую цену или их представления о лояльности слишком тяжелы для вас. Особенно этот вопрос часто возникает в политике. Ведь переступив некоторую черту можно «потерять бессмертную душу», потерять себя. И есть ли вещи, за которые нужно платить такую цену?

О чем еще стоит помнить, формируя коллектив компании. Говорят первое впечатление самое верное. Но это не повод отказать человеку, который вам не понравился. Вспомним трех мушкетеров, их первая встреча с д'Артаньяном была не очень радостной и не походила на начало дружбы, которая служит образцом для подражания всего человечества. Маркс и Энгельс очень не понравились друг другу при первом знакомстве, а сейчас их имена неразрывны. Первые полгода своего директорства я воевал с главным бухгалтером, но зато потом не было более преданного работника. Часто отношения с теми, с кем легко и просто договорился с первого раза, начинают потом пробуксовывать. Оказывается, это была только иллюзия взаимопонимания — вы имели в виду разные вещи.

Работник вписывается в коллектив через год, только тогда его начинают считать за человека: смеяться его шуткам, прислушиваться к его мнению. Полностью своим становятся ориентировочно за два года.
Плохое (или не законченное) образование ни чем компенсировать невозможно. Ведь речь идет об общем уровне культуры. Хотя мы едва ли вспомним большинство правил или законов из вузовской программы, мы безошибочно определяем, есть ли у человека высшее образование. А есть вещи, которые и образованием не восполнишь. Хороший дизайнер может выйти только из соответствующей семьи, просто учебы в ВУЗе не достаточно.

Мужчины в целом лучше пробивают двери в неизведанное, а женщины лучше обустраивают территорию и поддерживаю порядок. Поэтому количество женщин в коллективе — важный признак того, на каком участке развития находится ваша компания. Если на подъеме — большинство в ней составляют мужчины, большое количество женщин говорит о переходе в стабильную фазу. По моим наблюдениям, комфортнее всего люди чувствуют себя, если соотношение мужчин и женщин два к одному: женщины ходят довольные, мужчины — поджарые.

Дописав, я задумался — не слишком ли жесткая мысль в начале статьи? Легко вспомнил несколько случаев, когда раскаивался, что вовремя не уволил и не смог вспомнить ни одного случая, когда бы я пожалел об увольнении сотрудника.

Другие статьи этой темы:

Смотрите также:



Сделано
в Консалтинговой
Группе «АРМ»
АРМ
 

Мастерская Александра Заборова, 2006 г. Информационная политика сайта
Fanky.ru: продвижение сайтов Екатеринбург