Тел. +7 912-24-16-385
E-mail: alexander@zaborov.ru
БИБЛИОТЕКА

Рассылка 'Александр Заборов: Искусство взаимоотношений между людьми'
Рассылка автора.
«Александр Заборов:
Искусство взаимоотношений
между людьми»











Вы здесь: Библиотека > Статьи > Оформленные мысли > Как правильно сидеть в болоте
АНОНСЫ СОБЫТИЙЖЕМЧУГ МУДРОСТИ
 
Дзенские монахи Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе, которая не могла перейти через рытвину.
«Идем, девушка» — сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перетащил через грязь.
Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше он не мог сдерживаться и сказал: «Нам, монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?»
«Я оставил девушку там, — сказал Тандзан, — а ты все еще тащишь ее?»

Дзенская притча

Как правильно сидеть в болоте

Наставление для работающих в бюджетных организациях или выполняющих для них работу.

Дата публикации: 07.09.2009
Тема: Оформленные мысли
Автор(ы): Александр Заборов
Источник: блог 06.08.2009

В российской жизни, с ее священным государством, есть множество организаций, существующих не ради прибыли, а для выполнения государственной задачи: учить, лечить, контролировать, хранить. Это больницы и вузы, библиотеки и архивы, органы власти и органы юстиции. Их главное предназначение — освоение средств, выделенных на обеспечение государственных функций.

Эти организации феноменально устойчивы, принципы их функционирования отражают самую суть народной жизни. Конкуренция и весьма жесткая происходит в момент создания, конкуренту нужно просто не позволить родиться. И уж если ваша родная контора создана и присутствует в списке бюджетополучателей, то ликвидировать ее не удастся никому. Одна из основ устойчивости — своеобразный негласный договор с государством: мы принимаем правила игры и не покушаемся на ваши властные полномочия, оно обязано обеспечить нам некоторый стабильный минимум финансирования, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь.

Многочисленные пособия, написанные для коммерческих организаций абсолютно непригодны для выбора правильного функционирования в таких конторах. Ведь такие понятия как прибыль и эффективность — это не про них. Итак, если вы опознали свою родную организацию, то давайте обсудим, какие именно модели поведения позволят вам достойно в ней существовать, а что делать нельзя ни в каком случае. Учебники по экономикс тут точно не помогут, они только могут внушить вам ложные и вредные идеи.

Подобные структуры обычно находятся в стороне от основных финансовых битв — ведь ресурсы, которыми они обладают, относительно невелики. Поэтому люди в них работают подолгу, группы влияния давно сложились, правила жизни устойчивы. Режим, в котором находится большинство сотрудников — режим «подстилания соломки». Все озабочены не тем, как выполнить задание, а тем, чтобы не оказаться виноватыми.

Конечно, периодически появляются те, кто недоволен существующим порядком вещей, пытается все радикально улучшить, сделать «как надо» или «как в бизнесе». Как уже упоминалось, такие структуры фантастически устойчивы и я не буду тратить время на описание трагических перемен в судьбе и мировоззрении революционеров. Большинство работающих соблюдает условия договора (конечно при этом ругая правительство за непонимание проблем стоящих перед страной) и устоявшиеся правила игры.

Эти правила жизни определяются двумя основными положениями. Реальным полновластным хозяином является первое лицо. Это его организация, часто она неформально и называется его именем, а не по невразумительной аббревиатуре. Действует традиционная русская система кормлений (кластеров).

Теперь по порядку. Первое лицо организации обладает неограниченной (в пределах традиций и лояльности своему начальству) властью и неуязвимо.
Ваша главная обязанность — не создавать угрозу для его власти, вот откуда должно расти понимание того, что можно и что нельзя.

Категорически нельзя подставлять начальство. Если у начальства из-за вас будут неприятности, то вы теряете лояльность и становитесь врагом. Начальство не любит шума: жалобы, письма, обращение наверх. Ваша задача не допустить подобных вещей из вашей зоны ответственности.

Очень важный элемент — отчетность, удивительно как много людей не понимает ее ключевого значения. Ведь вся система контроля и вообще проверки лояльности построена именно на отчетности. Не предоставляя вовремя отчетность по правильной форме, вы ставите под удар руководителя. Между тем эта проблема решается достаточно легко, нужно только помнить главное: содержание отчета никого не волнует, проверяется только его своевременность. Ведь проверку наличия ответа легко формализовать, чего не скажешь о его содержательной части. Во время моей работы в Центре содействия предпринимательству у нас был специальный человек, который отвечал за то, чтобы о Центре было хорошее мнение — у населения, в прессе и у начальства. Так вот для решения проблем с начальством нужно было просто следить за тем, чтобы мы вовремя отвечали на многочисленные бумаги приходящие в наш адрес.

Главный принцип, когда имеешь дело с вышестоящими инстанциями — не спорить и со всем соглашаться (этот прием называется «удушением в объятиях»). В советское время при заполнении всевозможных формуляров было принято без малейшего признака иронии спрашивать: «А сколько надо?»

Всегда во всех организациях ведутся разговоры и звучат призывы к обновлению. Будьте начеку: любая модернизация — угроза власти первого лица. Подавляющее число руководителей предпочтет синицу в руке мифическому журавлю. Часто используется весьма изощренный прием — неудачные модели преобразований запускаются специально, чтобы похоронить саму идею. О судьбе революционеров уже упоминалось.

Обязательно в данной системе появляются неприкасаемые — родственники и друзья руководителя (руководителей руководителя), которых ни в коем случае не стоит трогать, реакция будет болезненной. Данный факт следует просто воспринимать как неизбежно присущий системе.

Теперь поговорим о кластерной структуре. Организация состоит из подразделений, которые являются независимыми до тех пор, пока не доставляют неприятностей начальству. Лучшей тактикой является занятие и обустройство своей ниши (кочки). Её следует огородить, удерживать, никого к ней близко не подпускать, сделать безопасной и комфортной. Самое главное и трудное — это выделить свою нишу, ведь все уже заняты.
Обязательно придется кого-то потеснить, с кем-то заключить пакты о ненападении. В дальнейшем нужно постоянно охранять свою кочку от недругов и претендентов. Полжизни уходит на занятие своего места — полжизни на то, чтобы не пустить на него других.

Доход от ниши поступает по двум направлениям — из бюджета (должность, нагрузка) и рента (возможность приработка с использованием рабочего времени, площадей, оборудования и материалов). Поскольку вторая часть обычно больше первой, за нее и идет основная борьба. Собственно вся общественная жизнь в организации — это интриги на тему распила ресурсов. При этом реальное качество работы остается вне сферы внимания.

Главный инструмент — демонстрация своей значимости и незаменимости. Хорошее подспорье в борьбе — связи во властных структурах и с иностранцами. Иностранцы хороши именно для воздействия на свое начальство. Ссылаясь на международный договор, можно уклониться от очередного сокращения штатов или утвердить более выгодную систему премирования.

Сотрудников не нужно заставлять интенсивно работать, главная задача сделать так чтобы им было комфортно, чтобы они защищали нишу, которую считают и своей тоже, на дальних подступах. Возможности заработка они должны получать из ваших рук.

Многолетний российский опыт подсказывает — имейте заначку! Мне папа объяснял: в план вставляй только те темы, по которым у тебя статья уже написана. Раньше нужно было иметь людей для посылки в колхоз, всегда нужна денежная заначка, вообще все, что требуется для отчетности. Нужно прятать от вышестоящих мощности, запасы, площади.

С течением времени вы начнете делить свою деятельность на «работу для них» и «работу для себя». Если вы входите в руководство организацией, то они — это вышестоящий орган, в ином случае в категорию «они» попадет администрация организации. Ваши личные цели и цели организации, где вы работаете, совпадают далеко не всегда. Я имею в виду истинные цели, а не те, о которых говорят на общем собрании коллектива. У вас, конечно, есть свое понимание как надо на самом деле делать свою работу для души и совести, но это плохо согласуется с отчетностью и требованиями начальства. Кстати, совпадение личных целей и целей организации очень редко приводит к хорошим последствиям. Скорее всего, в вас увидят конкурента и постараются от вас избавиться.
Амбиции первого лица в идеале должны быть направлены на перевод организации на другой уровень связей — городской, региональный, федеральный, международный.

Возможен и распространен вариант, когда ваши амбиции и духовные потребности удовлетворяются за счет деятельности, не связанной с основной. Вы пишете, ведете активную виртуальную жизнь, увлечены спортом или ролевыми играми, посвящаете все свободное время изучению эзотерических практик.

По традиции взглянем на ситуацию с противоположной стороны. А что делать в случаях, когда мы неизбежно сталкиваемся с такими структурами, выполняя свои служебные обязанности, или по личной надобности. Такая же проблема возникает при взаимодействии с подразделениями родной конторы — бухгалтерия, отдел кадров, снабжение.… Здесь могут помочь две простые рекомендации.

Имейте дело не с организацией, а с конкретными людьми в ней.

В сложных ситуациях нужно обращаться к первому лицу — ему некого бояться и только он может принять решение по существу. Остальные боятся проштрафиться, ведь плюсов они при этом не получают никаких, а минусы вполне реальны. Вспомним, что множество отличных фильмов увидело свет только после их просмотра непосредственно Леонидом Ильичем Брежневым, остальные должностные лица перестраховывались и не брали на себя ответственность.

Другие статьи этой темы:

Смотрите также:



Сделано
в Консалтинговой
Группе «АРМ»
АРМ
 

Мастерская Александра Заборова, 2006 г. Информационная политика сайта
Fanky.ru: продвижение сайтов Екатеринбург