Умение общаться и управлять, искусство видеть цель и вести к ней других — основа Вашего успеха в бизнесе и в жизни.
|
11.02.2011 Провел вчера авторскую экскурсию в областном краеведческом музее по выставке, посвященной 80-летию Бориса Николаевича Ельцина. 27.01.2011 28-29 января тренинг в Ижевске для ОАО «МК «Сарапул-молоко». 27.11.2010 27-28 ноября тренинг на ЗАО «Уралпластик». Первый из запланированных пяти в течение года. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской Академии и лауреат Нобелевской премии по физике, рассказывал следующую историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос.
Отделите звезды от плевелКак обращаться со «звездными» сотрудниками. И стоит ли?
Дата публикации: 05.04.2006
Тема: Психология управления Автор(ы): Елена Семенова Источник: Бизнес и жизнь, апрель 2006, ИД АБАК-ПРЕСС Я не буду говорить: «Одна моя знакомая…», я сама вляпалась в это. Была руководителем. Верила в своих сотрудников. Даже любила их. Многих считала соратниками (мне), приверженцами (компании), командой (между собой). И пестовала звездность, так как была искренне убеждена, что консалтинговый бизнес — это созвездие ярких, неординарных, сильных индивидуальностей. Я испытывала интеллектуальный драйв при общении с ними, и буквально экстаз от тех решений, которые рождал наш коллективный разум. Я давала им доступ ко многим интимным сторонам управления бизнесом, так как получала взамен, мне казалось, искреннее участие, конструктивные советы и опору в действиях. Мои звезды отдавались работе и переживали вместе со мной достижения и трудности развития компании. Осознание иллюзии пришло не вдруг. Я получала и тонкие сигналы несоответствия, но относилась к ним снисходительно: они же звезды, и на солнце бывают пятна! Просто в один из дней я поняла, что они добиваются от меня большего, чем я добиваюсь от них. А слезы и страстные речи во время значимых событий, которые я трактовала как искренние переживания за судьбу компании — всего лишь естественное проявление выпестованной мною звездности. Звезда всегда стремится быть на переднем плане. Так или иначе, она будет привлекать к себе внимание, если не восхищать, то хотя бы удивлять. Они просто демонстрировали себя. Что это? Пыль… Хотя и звездная.
Что же это за феномен такой — звезда? Некоторые ставят знак равенства между «звездностью» и «понтами». Они правы, но только частично. Другие считают звездой самого производительного (эффективного, результативного и т.п.) сотрудника. Это чрезмерное упрощение вопроса. Третьи приравнивают звездность к гениальности. Мне кажется разница вот в чем. Гений — это уникальная личность, которая реализует свои способности свободным выбором. Он может вступать в разные предметные области и достигать там неповторимых результатов. Гений свободен. Звезда — тоже уникальная личность. Сила звезды в том, что она принимает (поглощает) реальность, переизлучает ее, и возвращает светом. Но ее уникальность ограничена профессиональной областью деятельности. Это уникальная личность, реализующая свои способности выбором, который определен силой разных обстоятельств. Звездность всегда относительное понятие. Здесь и сейчас — звезда, не здесь и не сейчас — … Звезда в отличие от гения не свободна. Поэтому такие сотрудники всегда борются за свободу. За то, что имеешь — бороться нет смысла. Эта борьба может проявляться Теперь о понтах Понты (а-ля, звездность) могут проявляться в двух вариантах. Это либо умелое использование такого инструмента формирования впечатления, как «заворачивание фантиков», либо проявление звездной болезни. Первый случай просто прелестен в своей безобидности. В информационный век, когда умелая подача значит даже больше, чем содержание, которое подаешь, искусство презентации и «напускания понтов», уже не желаемый, а требуемый навык. Требует ситуация — понтанулся, нет нужды — работаешь другими инструментами. Звездная болезнь — это то, с чем сталкивается большинство руководителей, обозначая проблему управления звездными сотрудниками. Настоящая звезда — она проста (проста снаружи, и непостижима внутри). Я называю это высокой простотой. Поскольку эти люди, как я сказала выше, излучают свет, они приятны и понятны в общении, готовы делиться знаниями и опытом, самодостаточны, но, в случае необходимости, легко входят в командную работу. Они лишены демонстративности, мало зависят от внешней оценки и всегда результативны. Таких не много. Звездность как болезнь начинает развиваться с самых безобидных вещей. Если сотруднику несколько раз удается выполнить Проверьте: • если у вас есть сотрудник, который после выступления руководителя перед коллективом включается в обсуждение со слов «На самом деле…» • если у вас есть сотрудник, который берется за непростые задачи, но идет на их выполнение, как на подвиг, полный молчаливого трагизма, а после ждет… • если у вас есть сотрудник, который демонстрирует «страдания сильной личности от переживаемых страданий»… • если у вас есть сотрудник, за которым вы замечаете, что ему важнее сказать не то, что он думает и чувствует, а то, что прозвучит не как у всех… значит, вы имеете, дай бог, только зародыши звездной болезни Так может быть и пес с ними, со звездами-то? Может они и не нужны вовсе? Неправильная постановка вопроса. Они есть и будут не зависимо от нашего желания. Нужны или не нужны — зависит от того, способны ли мы ими управлять. Прежде всего, надо помнить, что любые взаимоотношения между человеком и бизнес-системой — это контракт. Я имею в виду ограниченную во времени гласную или негласную договоренность об условиях взаимной выгоды. Эти отношения конечны. Чем ярче звезда, тем более скоротечен будет ваш контракт. Как правило, в этих отношениях проигрывает система: звезда (не в укор ей сказано) свое берет, а система в экстазе владения звездой теряет способность мыслить, а потом понимает, что не успела… В заключении этого контракта и отношении к нему нет никаких различий между обыкновенным и звездным сотрудником. Все проблемы, касающиеся этого вопроса, находятся в голове руководителя. Мы должны быть готовы расстаться со звездой точно так же, как и с любым другим сотрудником. А мы в отношениях со звездами переживаем несколько этапов. Сначала огромное удовлетворение и гордость от владения. Потом психологическая усталость. Если на этом этапе не происходит гармонизации, то последует этап патологической зависимости. Этот механизм не зависит от самой звезды. Это может быть настоящая звезда или «приболевшая» звездной болезнью. Просто в последнем случае зависимость взаимна и поэтому превращается в замкнутый круг. Гармонизация предполагает высокую степень откровенности. Нельзя манипулировать в ответ на манипуляцию. Только открытое проговаривание условий взаимной выгоды и правил игры. Если этого не удается сделать — расставаться, как можно быстрей. Манипулирующая и борющаяся за власть звезда заражает вирусом сотрудников во сто крат быстрей, чем вы окажете на них желаемое для вас влияние. Если удается — вам посчастливится снять звездные дивиденды. Звезды хороши по нескольким причинам. Аксиома первая. Настоящие звезды дружат с одиночеством и стремятся к нему. Еще недавно мне казалось, что Аксиома вторая. Со звездами трудно. Только сильный руководитель может позволить находиться рядом с собой звездному сотруднику. Аксиома третья. От «приболевших звезд» надо освобождаться быстро и публично. Ни в коем случае не умалчивая причин перед сотрудниками. Получается, что самое главное для нас, уважаемые коллеги руководители, различать истинную звездность и звездную болезнь. Со звездами проживать на условиях взаимной выгоды тот этап жизни, когда сохраняется баланс взаимной выгоды, а что касается плевел… Отделяйте. Или нет? Другие статьи этой темы:
Смотрите также: |
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|