Умение общаться и управлять, искусство видеть цель и вести к ней других — основа Вашего успеха в бизнесе и в жизни.

Тел. +7 912-24-16-385
E-mail: alexander@zaborov.ru
БИБЛИОТЕКА

Рассылка 'Александр Заборов: Искусство взаимоотношений между людьми'
Рассылка автора.
«Александр Заборов:
Искусство взаимоотношений
между людьми»











Вы здесь: Библиотека > Статьи > Психология управления > Не спешите им помогать. Cами справятся!
АНОНСЫ СОБЫТИЙЖЕМЧУГ МУДРОСТИ
 
Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.

Габриэль Гарсия Маркес

Не спешите им помогать. Cами справятся!

Применение некоторых идей школы Эрика Берна к вопросам управления. Когда мы помогаем людям, а когда мы их «спасаем» — демонстрируем свое превосходство.

Дата публикации: 15.05.2006
Тема: Оформленные мысли
Автор(ы): Александр Заборов
Источник: Журнал «Бизнес и Жизнь», №2, май 2006 г.

Я очень многих спасал. А потом — перестал. И стало легче… Еще совсем недавно я начал совершенно новое дело, принял сотрудников, которые мне очень нравились. Долго им показывал и рассказывал как надо, учил жизни, распространялся про случаи из своей богатой практики — результатов все как-то не было, слушали с почтением, лица, правда, бывали грустными. Потом я без лишних слов установил четкую зависимость между выручкой и зарплатой — дело сразу сдвинулось с мертвой точки! Когда я прекратил спасение, появился результат.

Помочь сотруднику и вообще ближнему — самое естественное дело. Так же, как и обратиться за помощью. Мы любим тех, кому сделали добро, при хорошем сотрудничестве повышается настроение. Но каждый из нас легко вспомнит примеры другого рода, когда стараемся как лучше, а получается не очень. Наша помощь отвергается. Или появляется неприятное ощущение, что нами манипулируют. Мы начинаем вымещать свое неудовольствие на том, кому хотели помочь. А часто мы же потом оказываемся виноваты! И, может быть, самое главное и неприятное, что подобный ход событий может повторяться за разом раз.

В отличие от помощи, эти ситуации называются спасением, вы не помогаете сотруднику, а спасаете слабого, «жертву». Вы — спаситель, вы помогаете с позиции сверху, вольно или нет, подразумевая, что другие «не в порядке». Ваш побудительный мотив — я должен помогать всем этим людям, ведь они сами не справятся. Спаситель через некоторое время становится преследователем — начинает «наезжать», а фактически унижать и принижать других людей.

Спаситель точно знает, что результата не будет, ситуация реально не исправится, сотрудник так и не научится писать отчеты или заканчивать работу вовремя. И настоящей, искренней благодарности вы не дождетесь, а можете нарваться на грубость или насмешку.

В таких ситуациях всегда есть переключение, когда роли неожиданно меняются. Только что вы были героем в белом фраке, а вот уже на вас спускают всех собак. Механизм переключения хорошо понятен из анекдота.

Один банкир, проходя к себе в здание, заметил нищего и подал ему сто рублей. На завтра нищий в нужное время находился в нужном месте. Это стало традицией, и в течение года банкир подавал деньги «убогому», который принимал их с благодарностью и пожеланиями счастья «благородному» человеку… Потом он исчез на две недели. Когда появился вновь, нищий спрашивает:
— Где пропадал?
— На острова ездил, отдохнуть.
Нищий с искренним возмущением:
— Так почему за мой счет?!

Зачем и кого спасать
Когда помогаете ему против его воли, потому что ну нет сил смотреть, как коряво или медленно он это делает, или если вы, помогая, делаете более половины работы. Это особенно наглядно, когда сотрудник прекращает какие бы то ни было действия, когда вы начинаете ему помогать. Вот уже вы сидите за компьютером, а сотрудник со счастливой улыбкой варит вам кофе и бегает за сигаретами. Еще один вариант спасения — не просить о том, чего хочешь, потому что боишься возможной реакции другого. Если вы не решаетесь перевести бухгалтера на удобный для вас режим работы, то вы его спасаете. И проблема в вас, а не в нем.

Надежным показателем являются эмоции.

Вы спасаете, если делаете ради другого то, что не хотите, потому что считаете, что без вас не справятся, или потому что боитесь, что на вас обидятся или рассердятся. Если вы злитесь на сотрудников — вы спасаете.

Самое милое дело — спасать детей. Так, когда утром вы, торопясь, одеваете ребенка, вместо того, чтобы подождать, когда он оденется сам, — вы его спасаете. Благодарен вам он точно не будет, со временем вы превратитесь в жертву. Попробуем провести грань. Вы наняли репетитора по физике, потому что сын хочет поступать на радиофак — несомненно, вы ему помогаете. Но если при этом каждый раз контролируете, выполнил он задание или нет, — вы спасаете.

После окончания университета я распределился в школу учителем физики. И с молодым задором вкладывал знания в их неокрепшие души. Благодарности они почему-то не испытывали, прозвище у меня было не очень лестное. Я все чаще пытался применять «мужские» методы воспитания. И вот что интересно: через пару лет мой энтузиазм несколько утих, зато результаты и, главное, отношения с ребятами, значительно улучшились. И я понял простую вещь. Сам понял: плохой учитель — это тот, который все время говорит, а хороший, кто слушает детей…

Игры с купонами
Я долго боялся сбить собаку на мостовой, поэтому когда какой-нибудь барбос с лаем кидался под машину, я резко притормаживал, гордый собой. Но потом мне пришла в голову простенькая мысль: ведь моя машина наверняка не первая, которую она облаивает. И она до сих пор жива. Значит, знает, когда остановиться! Все люди, с которыми мы общаемся, дожили до сегодняшнего дня и неплохо выглядят! Это нетривиальный факт. На это можно опираться!

Значит, те технологии, которые люди используют, какими бы дикими они нам не казались, вполне успешно работают. Когда вы думаете: «Черт, ведь некому поручить задание, что за отдел», вспомните, ведь до вашего прихода они как-то справлялись с работой. И девушка, вся такая неземная, которую срочно надо устроить на работу, защитить от злых людей и накормить в приличном месте, тоже ведь до вашего появления как-то дожила до этих лет. Может быть, вы просто позволяете собой манипулировать?

То, что спаситель — объект манипулирования, ясно, если вспомнить, как при советской власти мы спасали родное государство, собирая металлолом и участвуя в коммунистических субботниках.

Описанные ситуации — примеры игр, формализованного общения, при котором участники получают «выигрыш», обычно в виде подтверждения своей жизненной позиции. (Ну, я же всегда говорила: «Воры они все там!» или «Ну ни на кого положиться нельзя») и любимых эмоций.

Практически всегда, когда собирается компания, в курилке, за столом, на аппаратном совещании, играют в игры. То, что это игра, можно убедиться, попробовав нарушить правила. Вы легко поймете, что они (правила) существуют и за их соблюдением строго следят. Это не так безобидно, как может показаться. Очень часто играют в игру «Подивимся глупости начальства». Тот, кто играет в эту игру, сам начальником никогда не будет! Игры — один из способов воспроизведения социальных слоев. Люди ведут себя очень агрессивно, не позволяя кому-либо вырваться из их круга. Газеты и журналы настойчиво внушают людям определенный образ мышления. Особенно агрессивны издания, формирующие стиль мышления бедных, закрепляющие их в этом сословии.

Важная особенность игр — купоны. Вы что–то хотите сделать, но вам не позволяют воспитание, принципы, этика, запрет родителей. Уйти с работы, подсидеть начальство, изменить жене. В результате игры (фактически провокации) получаете купоны: начальник нагрубил, не понимает генеральной линии и вообще не ценит сотрудников. Собрал пять купонов — можно атаковать! Или получил разрешение на развод или на увольнение.

Наблюдая за таким поведением, опытный человек может сделать ранний прогноз развития событий.

В результате игр каждый получает свое: жертва может себя пожалеть, спаситель похвастаться своим благородством, преследователь высказать свой праведный гнев. И наверное здесь стоит спросить себя: это действительно та цель, к которой нужно стремиться?

Как не попадаться? Напомни себе, что хоть вы и собственник или директор, то это не означает, что вы выше секретаря, дизайнера или уборщицы, просто у вас другие обязанности, и, соответственно, функции и зарплата. И ребенок не ниже вас, он такая же личность, имеет право на собственную жизнь и собственные ошибки. Когда мы спасаем, мы не анализируем реальную потребность сегодняшнего дня, а реагируем исходя из своего прошлого, опираясь на детские или скопированные у родителей стратегии.

Прекратить спасать трудно, но необходимо, потому что, во-первых, в итоге мы получаем эмоции, а не результат и, во-вторых, благодарности к вам жертва точно испытывать не будет. А если вы их серьезно «достали» своим спасением, то и сотрудники и дети найдут способ отыграться, так чтобы доставить вам неприятности.

Другие статьи этой темы:

Смотрите также:



Сделано
в Консалтинговой
Группе «АРМ»
АРМ
 

Мастерская Александра Заборова, 2006 г. Информационная политика сайта
Fanky.ru: продвижение сайтов Екатеринбург