Тел. +7 912-24-16-385
E-mail: alexander@zaborov.ru
БИБЛИОТЕКА

Рассылка 'Александр Заборов: Искусство взаимоотношений между людьми'
Рассылка автора.
«Александр Заборов:
Искусство взаимоотношений
между людьми»











Вы здесь: Библиотека > Статьи > Психология управления > Оцените свою ситуацию сами
АНОНСЫ СОБЫТИЙЖЕМЧУГ МУДРОСТИ
 
Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!»
«Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили Вашу чашу?»

Дзенская притча

Оцените свою ситуацию сами

Чтобы ответить на вопрос «здорова ли ваша компания?», нужно выделить некие сквозные критерии, позволяющие судить о благополучии компании.

Дата публикации: 03.01.2003
Тема: Психология управления
Автор(ы): «Советы консультанта», Владимир Столин, «Ведомости», 5 февраля 2001 г.
Источник: Эмси Консалтинг

В любом случае в число таких критериев войдут: организационная структура, построение рабочих процессов, стиль управления, отношение к инновациям и обучению, характер стимулирования, информационная политика.

Приведём для иллюстрации типовые портреты «больной» и «здоровой» организации.

Симптомы болезни:
  • Компания имеет многоуровневую и громоздкую организационную структуру. Между различными подразделениями пролегают жёсткие границы, затрудняющие взаимодействие их сотрудников и, соответственно, решение межфункциональных задач. Работники не чувствуют себя частью единой организации, а менеджеры озабочены исключительно приоритетами своих служб и не склонны считаться с интересами смежников.
  • Сотрудники организации не имеют возможности самостоятельно планировать и организовывать свою работу. Они выполняют ограниченный набор одних и тех же операций и мало представляют себе вклад, вносимый их работой в итоговый продукт компании.
  • Организационные совещания проходят в форме монологов представителей руководства.
  • Подчинённые мало информированы о положении дел в компании. Информация — это достояние узкого круга лиц, она воспринимается как источник власти и влияния.
  • Работники не имеют возможности прямого взаимодействия с представителями руководства компании.
  • Новые идеи встречают настороженно-критическое отношение или игнорируются.
  • Возможности приобретения сотрудниками дополнительных профессионально-деловых навыков ограничены, а само обучение не выходит за рамки узкого круга сегодняшних обязанностей специалистов.
  • Материальное стимулирование мало увязывается с рабочей продуктивностью и определяется главным образом близостью того или иного сотрудника к управленческой верхушке организации. Существует значительный разрыв между вознаграждениями менеджеров и нижестоящих работников.
  • Лишь узкая группа топ-менеджеров чувствует личную ответственность за успешность компании. Большинство же работников демонстрируют сугубо формальное отношение к выполняемым обязанностям и снижают свою активность в отсутствие начальства.

Показатели здоровья:
  • Организационная структура компании компактна и содержит минимум управленческих уровней. Границы между подразделениями гибкие и предполагают систематическое взаимодействие их менеджеров и сотрудников. Основные функциональные единицы — рабочие команды, объединяющие представителей самых разных структурных подразделений.
  • Каждый сотрудник имеет внешнего или внутреннего клиента и стремится наилучшим образом удовлетворить его запросы.
  • Менеджеры выступают по отношению к подчиненным не как надсмотрщики и контролёры, а скорее как наставники.
  • Совещания проходят в виде неформальных дискуссий, во время которых не только представители руководства, но и остальные сотрудники могут свободно высказывать своё мнение.
  • Организационная культура компании предусматривает возможность прямого взаимодействия между высшим руководством и рядовыми работниками.
  • Все специалисты имеют благоприятные возможности для приобретения дополнительных профессионально-деловых навыков. Причём не только в своей, но и смежных областях, а также в сфере менеджмента. Во многом они могут самостоятельно планировать и организовывать свою работу, а сама работа носит достаточно разнообразный и творческий характер.
  • Информация (за исключением конкретного круга конфиденциальных вопросов) рассматривается как общеорганизационный ресурс и свободно циркулирует внутри компании.
  • Руководство компании стимулирует выдвижение новых рабочих идей, а их авторы поощряются и получают карьерное продвижение.
  • Материальное стимулирование жёстко увязано со сложностью и ответственностью конкретного участка работы, а также с её результативностью. В итоге и менеджеры, и работники поощряются, исходя из единых, понятных для всех оснований. Не только представители руководства, но и рядовые работники чувствуют личную ответственность за успех компании и прикладывают максимум усилий независимо от присутствия начальства.

Изучив приведённые организационные портреты и оценив свои компании по приведенным критериям, руководители смогут обнаружить и устранить болевые точки организации.

Другие статьи этой темы:

Смотрите также:



Сделано
в Консалтинговой
Группе «АРМ»
АРМ
 

Мастерская Александра Заборова, 2006 г. Информационная политика сайта
Fanky.ru: продвижение сайтов Екатеринбург