Перейти к статьям автора сайта
|
11.02.2011 Провел вчера авторскую экскурсию в областном краеведческом музее по выставке, посвященной 80-летию Бориса Николаевича Ельцина. 27.01.2011 28-29 января тренинг в Ижевске для ОАО «МК «Сарапул-молоко». 27.11.2010 27-28 ноября тренинг на ЗАО «Уралпластик». Первый из запланированных пяти в течение года. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
Все судьба.
Каждый раз: думаем одно, говорим другое, делаем третье, получается — то, что есть. Потому что, слова — это пустой звук, а дела — пустая трата времени. Но, тем не менее, нужно делать всё как должно, честно и с доверием. Даосский принцип
Не спешите им помогать. Cами справятся!Применение некоторых идей школы Эрика Берна к вопросам управления. Когда мы помогаем людям, а когда мы их «спасаем» — демонстрируем свое превосходство.
Дата публикации: 15.05.2006
Тема: Оформленные мысли Автор(ы): Александр Заборов Источник: Журнал «Бизнес и Жизнь», №2, май 2006 г. Я очень многих спасал. А потом — перестал. И стало легче… Еще совсем недавно я начал совершенно новое дело, принял сотрудников, которые мне очень нравились. Долго им показывал и рассказывал как надо, учил жизни, распространялся про случаи из своей богатой практики — результатов все Помочь сотруднику и вообще ближнему — самое естественное дело. Так же, как и обратиться за помощью. Мы любим тех, кому сделали добро, при хорошем сотрудничестве повышается настроение. Но каждый из нас легко вспомнит примеры другого рода, когда стараемся как лучше, а получается не очень. Наша помощь отвергается. Или появляется неприятное ощущение, что нами манипулируют. Мы начинаем вымещать свое неудовольствие на том, кому хотели помочь. А часто мы же потом оказываемся виноваты! И, может быть, самое главное и неприятное, что подобный ход событий может повторяться за разом раз. В отличие от помощи, эти ситуации называются спасением, вы не помогаете сотруднику, а спасаете слабого, «жертву». Вы — спаситель, вы помогаете с позиции сверху, вольно или нет, подразумевая, что другие «не в порядке». Ваш побудительный мотив — я должен помогать всем этим людям, ведь они сами не справятся. Спаситель через некоторое время становится преследователем — начинает «наезжать», а фактически унижать и принижать других людей. Спаситель точно знает, что результата не будет, ситуация реально не исправится, сотрудник так и не научится писать отчеты или заканчивать работу вовремя. И настоящей, искренней благодарности вы не дождетесь, а можете нарваться на грубость или насмешку. В таких ситуациях всегда есть переключение, когда роли неожиданно меняются. Только что вы были героем в белом фраке, а вот уже на вас спускают всех собак. Механизм переключения хорошо понятен из анекдота. Один банкир, проходя к себе в здание, заметил нищего и подал ему сто рублей. На завтра нищий в нужное время находился в нужном месте. Это стало традицией, и в течение года банкир подавал деньги «убогому», который принимал их с благодарностью и пожеланиями счастья «благородному» человеку… Потом он исчез на две недели. Когда появился вновь, нищий спрашивает: Зачем и кого спасатьКогда помогаете ему против его воли, потому что ну нет сил смотреть, как коряво или медленно он это делает, или если вы, помогая, делаете более половины работы. Это особенно наглядно, когда сотрудник прекращает какие бы то ни было действия, когда вы начинаете ему помогать. Вот уже вы сидите за компьютером, а сотрудник со счастливой улыбкой варит вам кофе и бегает за сигаретами. Еще один вариант спасения — не просить о том, чего хочешь, потому что боишься возможной реакции другого. Если вы не решаетесь перевести бухгалтера на удобный для вас режим работы, то вы его спасаете. И проблема в вас, а не в нем.Надежным показателем являются эмоции. Вы спасаете, если делаете ради другого то, что не хотите, потому что считаете, что без вас не справятся, или потому что боитесь, что на вас обидятся или рассердятся. Если вы злитесь на сотрудников — вы спасаете. Самое милое дело — спасать детей. Так, когда утром вы, торопясь, одеваете ребенка, вместо того, чтобы подождать, когда он оденется сам, — вы его спасаете. Благодарен вам он точно не будет, со временем вы превратитесь в жертву. Попробуем провести грань. Вы наняли репетитора по физике, потому что сын хочет поступать на радиофак — несомненно, вы ему помогаете. Но если при этом каждый раз контролируете, выполнил он задание или нет, — вы спасаете. После окончания университета я распределился в школу учителем физики. И с молодым задором вкладывал знания в их неокрепшие души. Благодарности они Игры с купонамиЯ долго боялся сбить собаку на мостовой, поэтому когдаЗначит, те технологии, которые люди используют, какими бы дикими они нам не казались, вполне успешно работают. Когда вы думаете: «Черт, ведь некому поручить задание, что за отдел», вспомните, ведь до вашего прихода они То, что спаситель — объект манипулирования, ясно, если вспомнить, как при советской власти мы спасали родное государство, собирая металлолом и участвуя в коммунистических субботниках. Описанные ситуации — примеры игр, формализованного общения, при котором участники получают «выигрыш», обычно в виде подтверждения своей жизненной позиции. (Ну, я же всегда говорила: «Воры они все там!» или «Ну ни на кого положиться нельзя») и любимых эмоций. Практически всегда, когда собирается компания, в курилке, за столом, на аппаратном совещании, играют в игры. То, что это игра, можно убедиться, попробовав нарушить правила. Вы легко поймете, что они (правила) существуют и за их соблюдением строго следят. Это не так безобидно, как может показаться. Очень часто играют в игру «Подивимся глупости начальства». Тот, кто играет в эту игру, сам начальником никогда не будет! Игры — один из способов воспроизведения социальных слоев. Люди ведут себя очень агрессивно, не позволяя Важная особенность игр — купоны. Вы что–то хотите сделать, но вам не позволяют воспитание, принципы, этика, запрет родителей. Уйти с работы, подсидеть начальство, изменить жене. В результате игры (фактически провокации) получаете купоны: начальник нагрубил, не понимает генеральной линии и вообще не ценит сотрудников. Собрал пять купонов — можно атаковать! Или получил разрешение на развод или на увольнение. Наблюдая за таким поведением, опытный человек может сделать ранний прогноз развития событий. В результате игр каждый получает свое: жертва может себя пожалеть, спаситель похвастаться своим благородством, преследователь высказать свой праведный гнев. И наверное здесь стоит спросить себя: это действительно та цель, к которой нужно стремиться? Как не попадаться? Напомни себе, что хоть вы и собственник или директор, то это не означает, что вы выше секретаря, дизайнера или уборщицы, просто у вас другие обязанности, и, соответственно, функции и зарплата. И ребенок не ниже вас, он такая же личность, имеет право на собственную жизнь и собственные ошибки. Когда мы спасаем, мы не анализируем реальную потребность сегодняшнего дня, а реагируем исходя из своего прошлого, опираясь на детские или скопированные у родителей стратегии. Прекратить спасать трудно, но необходимо, потому что, Другие статьи этой темы:
Смотрите также: |
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|