Тел. +7 912-24-16-385
E-mail: alexander@zaborov.ru
БИБЛИОТЕКА

Рассылка 'Александр Заборов: Искусство взаимоотношений между людьми'
Рассылка автора.
«Александр Заборов:
Искусство взаимоотношений
между людьми»











Вы здесь: Библиотека > Статьи > Философия > Россия без Чингисхана
АНОНСЫ СОБЫТИЙЖЕМЧУГ МУДРОСТИ
 
В жизни всегда есть место подвигу. Надо только быть подальше от этого места

Михаил Жванецкий

Россия без Чингисхана

Фигура Чингисхана, умышленно и благополучно забыта европейскими историками и за ними немодна в рядах российских летописцев. В последнее время ориентиры на Восток имеют стабильный спрос. И тем более важны они для возникновения, развития и дальнейшего существования Государства Российского

Дата публикации: 19.09.2007
Тема: Философия
Автор(ы): Олег Федотов
Источник:

Чингис-хан.

Родился, по монгольским источникам, в начале 1155 г. Настоящее полное имя — Тэнгрин Огюгсен Темучин. Избран ханом и наименован Чингисом. Полное императорское монгольское имя — Делкян эзен Суту Богдо Чингис-хан (Владыка мира, ниспосланный Богом Чингис-хан). Умер в 1227 г. Великое монгольское государство (Еке Монгол улус), заложенное Великим ханом — являлось наибольшей континентальной империей простиравшейся с востока от Желтого моря и на западе до Дуная и Ефрата, что в 4 раза больше территории завоеванной Александром Македонским и в 2 раза больше Римской Империи и наложило свое бремя на всю Азию и часть Европы.

Чингисхан вышел из знатного монгольского рода. Родился Темучин со сгустком запекшейся крови в правом кулачке, являющимся, как потом окажется знаком небес. В 9 лет он и его семья потеряла отца — отравлен татарами, богатая родня сразу же от них отворачивается и с детства он с младшими братьями обеспечивает свою семью как мог, т.к. был старшим В 12 лет из-за какой то мелкой ссоры убивает своего сводного брата. Темучин был очень хорошо сложен физически — поэтому главное занятие мужчин — война стало для него основным. Война шла за лучшие пастбища, женщин и скот между соседними племенами, уже позже назваными просто монголами, и племенами татар, причем возникали межуусобицы на ровном месте и проходили достаточно кроваво и вероломно. Ввиду того, что по соседству на юге было Цзиньское царство (Китай), именно его территорию защищала Великая Китайская стена, то самым солидным считалось нападать на него. Впрочем Цзинь всегда умело использовал вражду между татарами и монголами и всегда натравливал их друг на друга, поддерживая слабого. Вот именно в этот момент татары были как никогда сильны и угрожали цзиньцам. Темучин удачно участвовал в некоторых боевых операциях против татар по указу Цзиньцев и вскоре встал во главе рода и собрал вокруг себя надежных соплеменников. Он еще какое то время воевал с татарами и несогласными другими племенами, собрав под свое знамя почти все монгольские племена и посчитав, что за отца он отомстил (вырезав несколько племен татар под ноль), направил таки свой взор на Китай. Китай к тому времени представлял из себя две половины :Цзинь-север, Сунн-юг, и небольшое царство -Тангут. К тому времени Темучин был уже единожды назван на собрании (курултае) вождей монгольских племен ханом. После какого то времени его назначают не просто ханом, а Чингис-ханом (хан-император, чингис — океан, всемирный).. Нужно сказать, что все княжества и мелкие империи как добрые соседи ненавидели друг друга, поэтому Чингисхан начал нанимать покоренные племена к себе на службу против соседей. Многие сразу стали называться монголами, т.к. это сулило неоспоримые преимущества, именно поэтому неизвестные и малочисленные племена истинных монгол за несколько десятков лет превратились в большой по численности и площади расположения, монгольский народ.

В принципе на этом Чингисхан мог бы остановиться — и прослыть в веках великим и остаться навечно в эпосах и легендах своего народа, но он этого не сделал, а все-таки сделал шаг на юг — Китай. Через какое то время он в очередной раз покоряет Тангут, а после идет на Цзинь Именно в боях с Цзинь и Сунн раскрылась суть истинного потомка небес, именно тогда были написаны основные положения монгольской империи — Ясы и Билик, которые являлись для всех монголов и тем более Чингизидов священными.

Победы над многими племенами и государями, внушили всем монголам, что он (Чингисхан) и его народ находятся под покровительством Богов. Именно поэтому начинается PR- работа над образом Великого хана — просто знатного происхождения уже не достаточно для превосходства над соплеменниками, а тем более другими народами. Тогда появляется легенда о том, что много-много лет назад некая знатная Алан-Гоа, у которой погиб муж, зачала трех сыновей от предрассветного солнечного луча ( в момент встречи Неба и Земли), потомки которых станут царями царей, ханами над всеми. Один из этих сыновей и считался предком Чингисхана. Тут кстати и вспомнился кусок плоти в кулачке новорожденного Темучина. Эта легенда стала идеологией государства Чингис-хана, и ставила его и его род выше людей и земных законов; и как правитель по велению Вечного Неба он сам становился источником права на земле. Так миф превратился в основу империи. Умер он на 72-м году жизни (по тем меркам воистину божественный срок) в очередном из походов на Цзинь. Относительно причин смерти Чингис-хана кроме официальной версии о падении с коня во время охоты на диких лошадях существует несколько других, но все они сходятся на дате его смерти, на 1227 г., и в том, что он умер не своей смертью. Так по некоторым версиям, Чингис-хан умирает от раны в колено стрелой или от удара молнии. По распространенной монгольской легенде, Чингис-хан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия столицы Тангутского царства. После укуса Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингис-хан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы».

После себя он оставил множество наследников (женщины не в счет) от 500 жен и наложниц, истинными чингизидами — царевичами, считались 4 сына от старшей жены. Четверо из золотого рода — Джучи, Чагатай, Угедей и Тулуй от которых пошли параллельные династии Чингизидов — Джучиды (Золотая Орда — улус от Иртыша до Дуная), Чагатаидов (Средняя Азия и Туркестан), Хулагуидов (Иран) и династия Юань (Монголия и Китай)

Великие Ясы (или просто ясы) Чингисхана — свод законов и установлений. Билик ( или билиг по-тюркски «знание») — это заимствованный у китайцев обычай — записывать изречения правителя, а после смерти их издавать. Билик Чингисхана являлся своего рода кодексом, согласно которому совершался суд над нарушителями Ясы. Дошедшие до нас фрагменты Ясы гласят следующее:

Гражданская

1. Прелюбодей предается смерти без всякого различия, будет ли он женат или нет

2. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.

3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.

4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти

5. От убийства (казни за преступление) можно откупиться пенею, заплатив за мусульманина сорок золотых монет (барыш), а за китайца рассчитывались одним ослом.

6. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой десяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана.

7. Дети, прижитые от наложницы, считаются законными и получают по распоряжению отца соответствующую долю наследства. Раздел имущества основывается на таком положении, что старший получает больше младших; меньший же сын наследует хозяйство отца. Старшинство детей рассматривается соответственно степени их матери, из числа жен одна всегда старшая преимущественно по времени брака.

8. По смерти отца сын распоряжается судьбою его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их замуж за другого.

9. Никто из подданных Империи не имеет права иметь монгола слугой или рабом. Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии.

10. Всякий, не участвующий лично в войне, обязан в течение некоторого времени проработать на пользу государства без вознаграждения.

Политическая

1. Он предписал султану учреждение постоянных почт (ям), дабы знать скоро о всех событиях в государстве.

2. Запрещено под страхом смерти провозглашать кого-либо императором, если он не был предварительно избран князьями, ханами, вельможами и другими монгольскими знатными людьми на общем совете.

3. Запрещается главам народов и племен, подчиненных монголам, носить почетные титулы.

4. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности

Военные положения:

1. Правила подразделения войск на десятки, сотни, тысячи и тьмы должно быть сохранено. Этот порядок позволяет собрать армию в короткое время и формировать командные единицы.

2. Численники (т.е. заведующие числами 10, 100, 1000 и т.д. — командный состав): тысячники и сотники, должны каждый так содержать в порядке свое войско и в готовности, чтобы во всякую пору, как придет указ и приказание, садились на коней, не ожидая, даже ночью.

3. Всякий, кто может вести верно дом свой, может вести и владение; всякий, кто может устроить десять человек согласно условию, прилично дать тому тысячу и тьму, и он может устроить хорошо.

4. Беки (начальники) тьмы, тысячи и сотни, приходящие слушать наши мысли в начале и конце года и возвращающиеся назад, могут начальствовать войском; состояние же тех, которые сидят в своей юрте и не слышат мысли, походит на камень, попавший в большую воду, или на стрелу, пущенную в тростниковое место: они исчезают. Таким людям не подобает командовать.

5. Всякую лошадь, бегущую хорошо в жирном теле, если она побежит также в полтеле и тощей, можно назвать хорошей.

6. .Подобно тому, как купцы наши, привозящие парчовые одежды и хорошие вещи в надежде барыша, становятся опытны в тех товарах и материях, и беки армейские также должны обучать мальчиков пусканию стрел и езде на конях, упражнять их в этих делах и делать их столь же смелыми и храбрыми, как опытные купцы в искусствах, которыми владеют.

7. Все воеводы обязаны делать лично осмотр войску и вооружению до выступления в поход, представлять им все, с чем воин совершает походы, и осматривать все до иголки и нитки. Если у воина не оказалось какой-либо нужной вещи, начальник должен наказать его. Вооружение (легкое!) и обмундирование воин должен делать за свои счет.

8. Запрещается под страхом смерти начинать грабеж неприятеля, пока не последует на то разрешение высшего командования, но по воспоследованию такового солдат должен быть поставлен в одинаковые условия и ему должно быть позволено взять сколько он может унести при условии уплаты сборщику причитающейся императору доли.

Культурно-религиозная

1. Он (Чингис-хан) постановил, чтобы на потомков Али-бека Абу-талеба, всех до единого, не были наложены подати и налоги, а также ни на кого из факиров, чтецов аль-Корана, законодавцев, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих тела покойников не были налагаемы подати и налоги.

2. Он постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу.

Бизнес:

1. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.

Курьезы :

1. Тот, кто мочится в воду или на пепел, также предается смерти

2. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.

3. Он запретил мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится

4. Человека, подавившегося пищей, протаскивать под ставкой и немедленно убивать, равным образом предавать смерти, кто ступил ногой на порог ставки воеводы. . 

Когда Чингис-хан устанавливал основные правила и наказания к ним и все передал и велел эти законы вырезать на стальных досках и сделал их кодексом для своей нации.

В соответствии с тактическими приемами монгольской армии определялось и вооружение ее двух главных «родов оружия» — легкой и тяжелой конницы, иначе называемых лучниками и мечниками. Большинство лучников имели по два лука и по два колчана, из последних один расходный, другой запасной. Запасной колчан был устроен так, чтобы предохранять стрелы от сырости. Стрелы отличались необычайной остротой. Монголы были мастерами в их изготовлении и отточке. Приучаясь к стрельбе из лука с трехлетнего возраста, монгол был превосходным стрелком. Даже многие монгольские женщины учились стрельбе из лука, не говоря о том, что каждая умела ездить верхом, так же как и мужчины. Вероятно, всем всадникам легкой конницы были присвоены и сабли как оружие рукопашного боя, может быть более легкого образца, чем сабли мечников.

В тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаные латы; головной убор их состоял из легкого кожаного шлема с прочным назатыльником для предохранения шеи от сабельных ударов. В армии Батыя носили уже железные шлемы. На лошадях тяжелой конницы имелось защитное вооружение из толстой лакированной кожи. Главным наступательным оружием мечников были кривые сабли, которыми они владели в совершенстве, и пики; кроме того, у каждого имелась боевая секира или железная палица, которые подвешивались к поясу или к седлу. Некоторые из всадников в числе положенных им предметов снаряжения имели постромки или лямки для припряжки лошадей к отбитым у неприятеля тяжелым метательным приборам, как-то: катапультам и пр.

Судя по некоторым данным, можно думать, что крупные и средние войсковые единицы, например тысячи или сотни, были посажены на лошадей одной масти. Это достоверно известно относительно гвардейской «тысячи багадуров», которая вся имела лошадей вороной масти, но, вероятно, правило одномастности лошадей соблюдалось и в других родах кавалерии. Иначе трудно объяснить, почему, например, Батый требовал от покоренных русских князей «поставки лошадей не по статьям, а по мастям»

Из предметов снаряжения каждый воин обязан был иметь при себе: пилку для острения стрел, шило, иголки, нитки, глиняный сосуд для варки пищи (хотя при нужде мясо съедалось и в сыром виде) и кожаную баклагу («бортохо») вместимостью около двух литров для запаса кумыса, молока или воды. В двух небольших седельных сумках («далинг») имелся неприкосновенный запас пищевых продуктов и запасная смена белья. Неприкосновенный запас состоял из монгольских консервов — сушеного мяса и сушеного молока, которые употребляются и до сего времени Если этих запасов не хватало, то монгольский воин рассекал вену своей лошади и пил струю крови, потом перевязывал рану жильной ниткой. Полкилограмма крови достаточно для насыщения, а для лошади, тем более заводной, эта потеря не ощутительна и за короткое время восполняется в организме. Хлеб — тесто, завернутое в виде блинов, — пекли под мышкой у верблюда, который заменял в монгольских войсках обоз. Надо иметь в виду, что у верблюда под мышкой и зимой температура нормальная очень высока; затем имелись заводные, а также пришедшие в негодность лошади, которые могли быть убиты на мясо; конина считается лакомством. Монгол, если нужно, может спать, оставаясь верхом на коне, который в это время может и идти походом, и пастись. Одеждой у монголов зимой служили меховая шапка с наушниками, в походах — шлем или железная каска и «доха» (это название перешло и в русский язык) — шуба из сложенного вдвое меха, шерстью наружу, — откуда и пошла легенда, что будто бы монголы эпохи завоевания Европы «одевались в звериные шкуры». Доха шилась такой длины, чтобы закрывать ноги ниже колена, и подпоясывалась ремнем, украшенным серебром. На ногах — сапоги с войлочными чулками. Эти чулки из войлока у русских обратились в валенки, но монгольский способ удобнее, так как годится и при сырости, между тем как одни валенки промокают. Одетые таким образом монголы легко переносили зимнюю стужу, и если иногда прерывали на время зимы свои операции, то не из-за холода, а из-за отсутствия подножного корма. Зато в странах с высокой летней температурой (например, в Южном Китае) им случалось прерывать военные действия из-за жары Монгол-кавалерист в походе, несущей с собой все необходимое; он мог с полным правом сказать: omnia mea mecum porto (все мое ношу с собой).Выносливость монгола и его коня изумительна. В походе их войска могли двигаться целые месяцы без возимых запасов продовольствия и фуража. Для коня — подножный корм; овса и конюшни он не знает. Передовой отряд силою в две-три сотни, предшествовавший армии на расстоянии двух переходов, и такие же боковые отряды исполняли задачи не только охранения марша и разведки противника, но также и хозяйственной разведки — они давали знать, где подножный корм и водопой лучше.

Войска, если тому не мешали соображения стратегические, задерживались на местах, обильных кормами и водою, и проходили форсированным маршем районы, где этих условий налицо не было. Каждый конный воин вел от одного до четырех заводных коней, так что мог в походе менять лошадей, чем значительно увеличивалась длина переходов и сокращалась надобность в привалах и дневках. При этом условии походные движения продолжительностью в 10-13 дней без дневок считались нормальными, а быстрота передвижений монгольских войск была изумительна. Во время венгерской кампании 1241 г. Субутай прошел однажды со своей армией 435 верст менее чем в трое суток.

Роль артиллерии при монгольской армии играли тогдашние крайне несовершенные метательные орудия. До китайского похода (1211-1215) число таких машин в армии было незначительно и они были самого первобытного устройства, что, между прочим, ставило ее в довольно беспомощное положение в отношении встречаемых при наступлении укрепленных городов. Опыт упомянутого похода внес в это дело крупные улучшения, и в среднеазиатском походе видим в составе монгольской армии вспомогательную цзиньскую дивизию, обслуживающую разнообразные тяжелые боевые машины, употреблявшиеся преимущественно при осадах, в том числе и огнеметы. Последние метали в осажденные города разные горючие вещества, как-то: горящую нефть, так называемый «греческий огонь» и др. Есть некоторые намеки на то, что во время среднеазиатского похода монголы употребляли порох. Последний, как известно, был изобретен в Китае гораздо раньше появления его в Европе, но употреблялся он китайцами преимущественно для целей пиротехники. Монголы могли заимствовать порох у китайцев, а также принести его в Европу, но если и было так, то играть особенную роль в качестве боевого средства ему, по-видимому, не пришлось, так как собственно огнестрельного оружия ни у китайцев, ни у монголов подавно не было. В качестве источника энергии порох находил у них применение преимущественно в ракетах, которыми пользовались при осадах.

По этой причине ни одна из знаменитых конниц древности или Средних веков (парфянская, персидская, рыцарская) ни по своим боевым качествам, ни по своим достижениям не может сравниться с кавалерией Чингис-хана и его потомков. Период Средних веков, предшествовавший изобретению пороха, можно вообще назвать веком расцвета конницы и ее господства на полях битв. В Европе такой «царицей полей сражения» была в то время тяжелая рыцарская кавалерия, но с приходом монголов она принуждена была на полях боя уступить свое первенство коннице этого азиатского кочевого народа, которая по справедливости должна быть признана для своей эпохи, да можно смело сказать и всего развития человечества, первой в мире. Она была тем мощным орудием, с помощью которого монгольский завоеватель диктовал миру свою волю.

Численность монгольской армии, конечно, колебалась в разные периоды царствования Чингис-хана и не поддается точной оценке. Персидские и китайские писатели, принадлежа к покоренным монголами нациям, имели понятную тенденцию сильно (в два, три, четыре раза) преувеличивать монгольские силы. То же замечание относится и к русским летописцам. Фантастические цифры и характеристики этих источников легко опровергаются тем простым соображением, что малочисленное население даже объединенной Монголии ни в каком случае не могло выставить более двухсот тысяч воинов. По подсчетам армия Чингисхана выступила в среднеазиатский поход (против Хорезмшаха) в следующем составе: гвардия – 1000, центр – 101 тысяча, правое крыло – 47 тысяч, левое крыло – 52 тысячи, вспомогательные контингенты – 29 тысяч, итого 230 тысяч человек; европейский поход -600тыс; и армия Тимура — около 1 млн.

Очертив вкратце организацию, тактические приемы, вооружение, снаряжение и численность монгольской армии, остановимся на несколько минут на ее стратегии. Война велась монголами обычно по следующей системе:

1. Собирался курултай, на котором обсуждался вопрос о предстоящей войне и ее плане. Там же постановляли все, что необходимо было для составления армии, сколько с каждого десятка кибиток брать воинов и пр., а также определяли место и время сбора войск.

2. Высылались в неприятельскую страну шпионы и добывались «языки»,

3. Военные действия начинались обыкновенно ранней весной (в зависимости от состояния подножного корма, а иногда и в зависимости от климатических условий) и осенью, когда лошади и верблюды в хорошем теле. Перед открытием военных действий Чингис-хан собирал всех старших начальников для выслушивания ими его наставлений.Верховное командование осуществлялось самим императором. Вторжение в страну противника производилось несколькими армиями в разных направлениях. От получающих такое отдельное командование полководцев Чингис-хан требовал представления плана действий, который он обсуждал и обыкновенно утверждал, лишь в редких случаях внося в него свои поправки. После этого исполнителю предоставляется в пределах данной ему задачи полная свобода действий при тесной связи со ставкой верховного вождя. Лично император присутствовал лишь при первых операциях. Как только он убеждается, что дело хорошо налажено, он предоставлял молодым вождям всю славу блестящих триумфов на полях битв и в стенах покоренных крепостей и столиц.

4. При подходе к значительным укрепленным городам частные армии оставляли для наблюдения за ними обсервационный корпус. В окрестностях собирались запасы и в случае надобности устраивалась временная база. Обыкновенно главные силы продолжали наступление, а обсервационный корпус, снабженный машинами, приступал к обложению и осаде.

5. Когда предвиделась встреча в поле с неприятельской армией, монголы обыкновенно придерживались одного из следующих двух способов: либо они старались напасть на неприятеля врасплох, быстро сосредоточивая к полю сражения силы нескольких армий, либо, если противник оказывался бдительным и нельзя было рассчитывать на внезапность, они направляли свои силы так, чтобы достигнуть обхода одного из неприятельских флангов. Такой маневр носил название «тулугма». Но, чуждые шаблона, монгольские вожди кроме двух указанных способов применяли и разные другие оперативные приемы. Например, производилось притворное бегство, и армия с большим искусством заметала свои следы, исчезнув из глаз противника, пока тот не раздробит своих сил и не ослабит мер охранения. Тогда монголы садились на свежих заводных лошадей, совершали быстрый налет, являясь как будто из-под земли перед ошеломленным врагом. Этим способом были разбиты в 1223 г. на реке Калке русские князья. Случалось, что при таком демонстративном бегстве монгольские войска рассеивались так, чтобы охватить противника с разных сторон. Если оказывалось, что неприятель держится сосредоточенно и приготовился к отпору, они выпускали его из окружения, с тем чтобы потом напасть на него на марше. Таким способом была в 1220 г. уничтожена одна из армий Хорезмшаха Мухаммеда, которую монголы намеренно выпустили из Бухары.

6.Военная «традиция» монголов: преследовать разбитого врага до полного уничтожения. Это правило, является одним из бесспорных принципов современного военного искусства;

Россия, Киевская Русь.

До прихода монголов многочисленные русские княжества варяжского происхождения, расположенные в бассейнах рек, впадающих в Балтийское и Черное моря, фактически не составляли одного государства, а к населявшим их племенам славянского происхождения неприменимо название единого русского народа По сути выделялись несколько сильных территорий: конечно Киев, Владимиро-Суздальское княжество, Тверь и Великий Новгород, остальные представляли из себя небольшие землевладения вокруг небольших городов, которые постоянно переходили из рук в руки. Более того, не всегда между соседними территориями была какая то граница, даже условная. Хотя многие князья и были родственниками, но между ними постоянно шли междуусобицы за раздел территорий/власти.

Специальной задачи у войска Бату, внука старшего сына Чингисхана, взять русские земли не было. Территория не представляла большого интереса — не было степей для разведения скота, кроме степей южных княжеств и не было крупных богатых городов- 3-4 для такой территории и при такой удаленности не представляли интереса,основная часть богатств — была в серебре, а не в золоте. Главная цель это Европа — с богатыми городами и большой численностью населения. Но оставлять за спиной такую территорию было нельзя.. Перед этим было уничтожено государство Волжских Булгар, а оставшиеся в живых камских булгар погнали перед войском, чтобы запугать князей, но они не только не испугались, а наоборот объединились со своими извечными врагами кипчаками. Как ни странно основное вторжение прошло зимой в декабре 1237г. по снегу, т.к нормальные дороги — были проблемой всегда, силами в 150 тыс. войска, в Европейский поход уже шло 600тыс. А после в течении нескольких лет были подавленны все несогласные — убиты, угнаны в рабство, загнаны в леса.

Организация единого государства Урусов (светловолосых), явившаяся результатом монгольского ига, была предпринята азиатскими завоевателями, разумеется, не для блага русского народа, а ввиду собственных интересов, а именно для удобства управления покоренной обширной страной. Они не могли допустить в ней обилия мелких владетелей, живущих за счет народа и хаоса их нескончаемых распрей, подрывавших экономическое благосостояние подданных и лишавших страну безопасности, а потому, естественно, поощряли образование сильной власти местного князя, которая могла бы держать в повиновении и постепенно поглощать удельные княжества. Этот принцип создания единовластия, по справедливости, казался им для данного случая более целесообразным, чем хорошо известное им и испытанное на себе китайское правило: «разделяй и властвуй». Конечно, из местных ставился во главе более лояльный; таковыми как раз оказались московские князья, начиная с Ивана Калиты. Он чаще других ездил в Орду с подарками, и там он снискал себе уважение и был желанным гостем. Московские князья, действовали дипломатией и «смиренной мудростью», в то время как старшие их соперники, другие князья, действовали силой оружия. Благодаря этому московский князь, хотя по генеалогии был младшим из всей своей братии, добился великокняжеского сана. Хан поручил Калите наказать тверского князя за восстание, что и было исполнено и за что Калита получил в 1328 г. великокняжеский престол, который с тех пор уже не выходил из-под московского князя. «С этих пор приостановились татарские нашествия на Московскую Русь и там установился мир и порядок на 40 лет, отсюда и усиление Московского княжества. За эти 40 лет появилось 2 поколения, не видевших страха от татар, они принесли Куликовскую победу.

В результате такой политики монголов, всюду вводивших установленные еще при Чингис-хане порядки, они дали покоренной им стране основные элементы будущей московской государственности: самодержавие (ханат), централизм, крепостничество. Равным образом, исходя из задач административного и финансового управления, они занялись организацией почтовых трактов, установили ямскую повинность населения, улучшив этими мерами условия сообщений на обширных пространствах Восточно-Европейской равнины. Произвели общую перепись населения в фискальных целях, ввели однообразное военно-административное устройство и податное обложение по принятой у них десятичной системе, а также установили общую для всех русских областей монету — серебряный рубль, разделенный на 216 копеек. Вот почему русское самодержавие не имеет себе повторения на Западе.

Как его назвали — татаро-монгольское иго, сильно отразилось оно и на культуре русского народа, и не только в отрицательном смысле, Например, как известно, одним из путей проникновения в Древнюю Русь иностранных культурных влияний был большой торговый путь — так называемый «из варяг в греки». Однако по отсутствии на Руси сильной центральной власти, способной осуществлять национальные задачи и держать в повиновении хищников-соседей, путь этот, на участке нижнего течения Днепра, стал после смерти Владимира Мономаха подвергаться непрестанным и продолжительным перерывам вследствие нападения на торговые караваны полудиких племен, кочевавших в южнорусских степях. Только сильная монгольская власть, частью уничтожившая, частью покорившая этих кочевников и покровительствовавшая торговым сношениям, оказалась в состоянии водворить безопасность в указанном районе, в результате чего наступили условия для нового расцвета торговли «из варяг в греки» и обратно.

Большое изменение культурного быта внесло то время в положение женщины: теремной быт и затворничество русской женщины есть порождение Востока; кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, которые в многообразии своем ждут специального исследователя, счеты, которых и сейчас не знает Запад, валенки, кофе, пельмени, тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов — все это влияние Востока.Церковные колокола, эта специфическая русская особенность, видимо, пришли из Азии, как доказано; оттуда и ямские колокольцы. До монголов в монастырях и церквах употребляли не колокола, а «било и клепало». Литейное искусство было развито тогда в Китае, и, естественно, могли прийти оттуда и колокола непосредственно, а не через эллинский Запад.

Однако главная доля влияния монгольского ига на Россию относится именно к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов. Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы — все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность, а главное, такое значение в государстве, что могла, например, позволить себе предоставлять убежище многочисленному люду, искавшему у нее защиты от княжеского произвола.

В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ: «На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.д.Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства.Все это принадлежит Богу, и сами они Божьи. Да помолятся они о нас».

Хан Узбек даже расширил привилегии церкви: «Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога». Русское православие ближе к восточным религиям, чем к западному католицизму и другим христианским исповеданиям». На Востоке религия в быте и быт в религии — в этом ее манящая сила, в этом ее сила духовной культуры и ее основное преимущество перед материалистической культурой Запада. Русское «богоискательство», «сектантство», паломничество к Святым Местам, готовность на жертвы и муки ради духовного горения могли быть приняты только с Востока, так как на Западе религия не влияет на жизнь и не трогает сердца и души своих последователей, ибо они всецело и без остатка поглощены только своей материальной культурой. Там полный отрыв жизни от религии, заветы которой не исполняются не только мирянами, но и духовенством.

Александр Невский, поняв, что России еще не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть. Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. Иначе, быть может, в историю пришлось бы записать факт перехода русских в латинство, подобно участи, постигшей западных славян: поляков, чехов, словаков, хорватов и словенцев. Именно с этим связанны постоянные стычки русских и крестоносцев, тех самых крестоносцев — рыцарей несущих слово божее с помощью огня и меча .Не один историк не опровергнет — были ли при «Ледовом побоище» русские князья под руководством и непосредственном участии монголов или нет? Но то, что на бой они шли с одобрения баскака — это точно, собирать такую рать можно было только с позволения высшей власти.

С небольшими интервалами русские князья все же устраивали заговоры и мятежи против монголов, где то зарвавщихся, где то просто в угоду своих амбиций. В 1380 г. Московский Великий князь Дмитрий Донской наносит татарам на Куликовом поле первое крупное поражение, которое хотя и не освобождает еще русских от монгольской власти, но поднимает их дух и окрыляет надеждой на освобождение в будущем, когда русское ополчение смогло сломить натиск 150тыс. армии Мамая — тогдашнего хана Золотой Орды. Это событие считается знаковым в начале освобождения Руси от ига. Но не только русские князья, и ополчение подорвали мощь Золотой Орды, но и другой великий монгольский полководец того времени повлиял на ход истории России. Великий Тимур (он же Тимурленг — железный хромец, европейский вариант — Тамерлан), который вначале помог хану Тохтамышу победить ослабленного Мамая, а после трижды разбил его войско. Последний раз в равном противостоянии, когда с каждой стороны было выставлено по 400 тыс. войска. После этого Тимур, сам пошел на Русь, дошел до Москвы, но развернул войска. По источникам историков Тимура — дурной знак в виде белой окровавленной лошади, но главное — наступающая осень при полных обозах (после победы на Тохтамышем)и бедность края, по русским летописям — волшебный привоз в Москву Владимирской иконы Божьей Матери.

Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. В России не менее половины русских — генетические татары. Но даже по фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.

Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы… Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя.

Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы… «Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды…» Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник — «мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь»).

Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).

Немного о казаках. В качестве боевого строя казаки усвоили монгольскую лаву; из одежды, снаряжения и вооружения монголов они заимствовали у них седло, нагайку, чекмень, посеребренный пояс, лук, саблю, пику. Правоверный старый казак-донец и теперь носит серьгу в ухе, как носили монголы тогда и носят теперь калмыки. У монголов серьги носили не только простолюдины, но и офицеры и сам хан, как можно видеть теперь на портретах ханов. Бунчук и курень — прямое наследие Чингисхана, который имел бунчужное знамя, а войско у него еще до новой военной организации делилось на курени по 1000 человек. Да и чего удивляться до середины XIX века все приказы казакам писались на двух языках на русском и татарском (башкирском); и само слово «казак» тюркского происхождения, что значит «всадник или вольный». В Золотой Орде имелась область, носившая название «Казакстан»; в свою очередь «казак» употреблялось только вместе с другим словом- «казак узбек» и относилась к части узбекского племени ушедшей вместе с двумя непризнанными ханами. В итоге именно в Казахстане дольше всех правили потомки Чингизхана, последний известен в начале ХХ века.

На пространстве империи обнаруживаются стремления правителей уделов к самостоятельности и независимости от центральной власти. Этот развал находится в связи с распадением рода — основной экономической единицы у кочевых племен, которые направили все силы империи на внутренние конфликты и от такой мощи разлетелся Великий монгольский улус осколками ханств и халифатов по некогда единой территории. Вскоре на этой территории, взяв за основу идеи централизма и единовластия и сцементированные каждый своей религией, появляются три новые империи: вначале Китайская, потом Османская и на конец Российская

Другие статьи этой темы:

Смотрите также:



Сделано
в Консалтинговой
Группе «АРМ»
АРМ
 

Мастерская Александра Заборова, 2006 г. Информационная политика сайта
Fanky.ru: продвижение сайтов Екатеринбург