Мастерская Александра Заборова Мастерская Александра Заборова
Тел. +7 912-24-16-385, e-mail: alexander@zaborov.ru

Ситуации — Политика

Дата публикации: 27.02.2004
К проекту: Турнир «Бизнес и Политика»
Автор(ы): А. Заборов

Пакет «Политика»

Ситуация 1 БОРЬБА ЗА МЕСТО

Проправительственный блок удачно выступил на выборах и получил пять мест в Думе, которая формируется по партийным спискам. Список блока состоял из 14 человек. Первые трое, так называемые «флаги» списка, уважаемые в области люди, которые и не собирались идти в Думу. На восьмом и, следовательно, последнем реально проходном месте стоит чиновник из районного городка Синегорска. На девятом — политолог, давно работающий с блоком, которому очень хочется в Думу. Он обращается к своему хорошему знакомому, начальнику предвыборного штаба, с предложением убедить провинциального чиновника написать заявление с отказом от места в списке. Обосновывается это тем, что бои в Думе предстоят жаркие, а он свой человек, проверенный, никогда не подведет. В отличие от этой темной лошадки из Синегорска. Начальник штаба обращается к руководителю администрации губернатора и убеждает его в том, что для пользы дела в Думу надо провести политолога. Руководитель администрации обещает «поговорить» с чиновником.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Руководитель администрации — создать в Думе максимально боеспособную команду.

Начальник предвыборного штаба — провести в Думу своего человека.

Политолог — попасть в Думу.

Чиновник — извлечь из ситуации максимальную выгоду.

 

 Ситуация 2 ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Губернатор вносит в Думу проект бюджета, сбалансированный по доходам и расходам, на сумму 21 миллиард рублей. По строке физкультура и спорт согласно данному проекту предполагается выделить 110 миллионов рублей. Этой суммы явно не хватает не только для поддержания команд мастеров, но и для финансирования уже запланированных мероприятий. Так как бюджет уже внесен официально, то любые попытки министра спорта напрямую воздействовать на депутатов с целью увеличения ассигнований на ведомственные цели будут расценены как нарушение субординации. Поэтому министр встречается на нейтральной территории со своим хорошим знакомым — председателем бюджетного комитета, и просит его в ходе согласительных процедур добавить на спорт «хотя бы» 40 миллионов рублей. Председатель комитета соглашается лоббировать этот вопрос при условии, что 5 миллионов рублей будут направлены на развитие парашютного спорта, президентом федерации которого он является. Председатель бюджетного комитета записывается на прием к губернатору.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Министр спорта — по возможности добиться увеличения ассигнований на физкультуру и спорт.

Губернатор — не менять внесенный бюджет и не настроить против себя главу бюджетного комитета.

Председатель бюджетного комитета — выполнить обещание, создать себе имидж мудрого государственного деятеля, заботящегося о здоровье народа.

 

Ситуация 3 МЕЖДУ ДВУХ СТУЛЬЕВ

В крупном областном центре — череда выборов. Недавно закончились губернаторские выборы, а сейчас идет выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы и мэра города. Между губернатором и мэром областного центра существуют давние разногласия, поэтому на каждые выборы губернаторская и мэрская команды выставляют своих, соперничающих друг с другом, кандидатов. Предприниматель, имеющий в городе сеть магазинов, собирается попробовать свои силы на выборах в Государственную Думу. Однако, понимая, что собственных ресурсов для победы недостаточно, он обращается за поддержкой в администрацию губернатора. Чиновник из администрации губернатора, курирующий идеологическую работу и отвечающий за предвыборную кампанию, обещает предпринимателю содействие. И в качестве первого шага направляет к нему команду политтехнологов и своего человека на должность начальника штаба. Воодушевленный первыми успехами предприниматель через средства массовой информации объявляет о своих депутатских амбициях и начинает сбор подписей, необходимых для регистрации как кандидата в депутаты. Через неделю чиновник приглашает предпринимателя на встречу и предлагает ему выставить свою кандидатуру и на выборы мэра областного центра, так как считает, что предприниматель сможет «оттянуть» часть голосов у действующего мэра. При этом чиновник намекает, что в случае отказа предприниматель не только лишится поддержки как кандидат в депутаты, но и может быть подвергнут масштабной налоговой проверке. Предпринимателю очень не хочется ссориться с действующим мэром, в намерения которого входит переизбрание на очередной срок. Тем более что именно мэр должен подписать постановление о выделении нескольких новых магазинов. Чиновник администрации не торопит предпринимателя с ответом. Однако чтобы успеть пройти необходимые для регистрации в качестве кандидата на должность мэра процедуры, решение должно быть принято в ближайшее время. Иначе вместо подписей придется вносить немаленький денежный залог. На вручении премии «Золотой рубль» предприниматель встречается с мэром, и тот предлагает встретиться на следующий день.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Предприниматель — стать депутатом Государственной Думы и свести до минимума угрозу для своего бизнеса, оставшись при этом в хороших отношениях с городской и областной властью.

Чиновник — добиться от предпринимателя участия в мэрской кампании и проявить себя как дальновидного идеолога.

Начальник штаба — зарекомендовать себя как хорошего специалиста, заработать денег и не испортить отношения с предпринимателем и чиновником администрации.

Мэр — переизбраться на очередной срок. 

 

Ситуация 4 НАЗНАЧЕНИЕ ДИРЕКТОРА

Директор крупного государственного предприятия уходит на заслуженный отдых. Предприятие, которое он долгое время возглавлял, работает стабильно, но, что называется, звезд с неба не хватает: уже давно не обновлялся ассортимент продукции, не реконструировались производственные мощности и цеха. Отраслевой министр предлагает председателю правительства своего кандидата, аргументируя, что он хороший производственник, давно работает на руководящих должностях и вообще прошел путь от помощника токаря до начальника цеха. Министр госимущества, настаивает на том, что завод должен возглавлять хороший грамотный менеджер, который обеспечит высокую эффективность использования мощностей завода, и выдвигает на должность директора молодого топ-менеджера крупного холдинга. Министр госимущества рассчитывает, что при новом руководителе предприятие сможет увеличить свою долю отчислений в областной бюджет, за что министерству положены «премиальные». Поскольку в настоящий момент предприятие участвует в тендере на выполнение важного экспортного заказа и имеет неплохие шансы на победу, председатель правительства выносит этот вопрос на ближайшее заседание президиума, где и будет принято решение.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Отраслевой министр — продвинуть на должность директора своего человека, сохранить контроль над заводом.

Министр госимущества — повысить эффективность предприятия, получить свой процент вознаграждения.

Председатель правительства — сохранить существующее равновесие между министерствами, повысить эффективность предприятия, не допустить срыва заказа.

 

Ситуация 5 ТРЕТИЙ СРОК

При принятии Устава области несколько лет назад в него была включена статья, говорящая о том, что губернатор не может избираться более, чем на два срока. Однако в связи с многократным изменением федерального законодательства это становится возможно, надо лишь провести через Областную Думу необходимую поправку в Устав. Ситуация складывается таким образом, что действующий губернатор принимает решение идти на третий срок. На момент обсуждения поправки депутатами в Думе нет абсолютного губернаторского большинства, однако, одна из фракций федеральной партии правого толка традиционно находится в хороших отношениях с главой области. Лидер фракции в Облдуме встречается с губернатором и дает ему обещание, что фракция — при выполнении определенных условий — консолидированно проголосует за данную поправку. В то же время позиция партии в отношении третьего срока губернаторов давно и хорошо известна — она резко отрицательная. О ситуации в Областной Думе становится известно председателю федерального политсовета партии и в качестве «последнего предупреждения» он отправляет на заседание партийного функционера. Тот является на заседание слегка опьяненный от встречи с земляками, и во всеуслышание заявляет, что в случае, если их фракция проголосует за поправку, все члены фракции могут считать себя бывшими членами партии. В результате жарких дебатов вопрос о внесении изменений в Устав ставится на поименное голосование, которое состоится после объявленного перерыва.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Партийный функционер — убедить фракцию проголосовать против поправки, повысить свой авторитет и влияние в партии.

Лидер фракции в Облдуме — выполнить обещание данное губернатору, извлечь из ситуации выгоду.

Губернатор — добиться принятия поправки.

 

Ситуация 6 АВАРИЯ

При проезде перекрестка столкнулись два автомобиля — серебристый «Фольксваген» и желтая «Десятка». Водитель «десятки» утверждает, что заканчивал проезд светофора на желтый свет. А водитель «Фольксвагена» уверяет, что начал движение на перекрестке на зеленый свет, следовательно, водитель «десятки» выехал на перекресток на красный и именно он и виноват в аварии. Не договорившись, водители вызывают ГАИ. Поскольку ДТП произошло в центре города, инспектор ГАИ подъехал очень быстро. Так что девушка, свидетельница аварии, даже не успела покинуть место происшествия. Она тоже очень подробно изложила свою версию происшедшего. После предъявления документов выясняется, что водитель «Фольксвагена» — депутат Областной Думы. Начинается разбор полетов.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Депутат Областной Думы — получить компенсацию, не «вляпаться» в историю.

Водитель «десятки» — как минимум не платить самому, а при удачном стечении обстоятельств получить деньги с депутата.

Инспектор ГАИ — разрешить ситуацию и не нарваться на неприятности.

Свидетельница – произвести впечатление на водителя «десятки».

 

Ситуация 7 ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА

Десять лет назад была создана «Областная газета», некий местный аналог «Российской газеты». «ОГ» — официальный орган, в котором, помимо обычных журналистских материалов, публикуются все нормативные акты областной власти. Учредителями «Областной газеты» являются администрация и Дума, они же утверждают главного редактора. Реально газета подчиняется только администрации, ее полностью контролирует директор департамента. Редактор, человек в прошлом с журналистикой никак не связанный и не имеющий опыта руководства большим коллективом, тщательно выполняет все директивы директора департамента. Работа администрации освещается подробно и оперативно. Статьи, касающиеся деятельности думы, поверхностны и, честно говоря, не очень убедительны. Зачастую в них приводится точка зрения только одного человека — спикера. Деятельность депутатов от оппозиции представляется в крайне негативной плоскости. Кроме того, совсем недавно под надуманным предлогом главному оппозиционеру было отказано в публикации статьи, критикующей один из правительственных законопроектов. В проекте бюджета предусмотрена дотация газете в размере 35 миллионов рублей. При утверждении бюджета на заседании Думы встал вопрос о финансировании.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Директор департамента — сохранить контроль над газетой и добиться утверждения дотации.

Главный редактор — добиться утверждения дотации и попытаться использовать ситуацию для получения некоторой независимости.

Спикер — воспользоваться ситуацией, чтобы получить больший контроль над газетой.

Главный оппозиционер — изменить редакционную политику в отношении депутатов от оппозиции.

 

Ситуация 8 ДОМ КУЛЬТУРЫ

Директор предприятия принимает решение отказаться от содержания Дома культуры, так как его финансирование ложиться на «кошелек» завода слишком тяжелой ношей. Самый простой, по его мнению, вариант, это передать ДК муниципалитету. Глава администрации предлагает директору повременить с этим решением, так как в бюджете этого года денег на его содержание не предусмотрено. Главе очень не хочется вносить изменения в бюджет, урезая уже утвержденные статьи расходов, поскольку в этом году должны состояться выборы в городскую думу. Дом культуры остается фактически без хозяина, а многочисленные детские и ветеранские клубы по интересам оказываются на грани закрытия. Вследствие этого стихийно создается группа активных горожан под лозунгом: «Сохраним Дом культуры!». Руководитель стихийной группы заваливает главу администрации письмами, дежурит в его приемной и обещает в ближайшее время провести на главной площади города пикет. Известный «афганец» предлагает отдать Дом культуры ему с тем, чтобы там был организован развлекательный Центр. Свое предложение главе администрации он подкрепляет бизнес-планом, а также туманными намеками на «откат». Благодаря активности руководителя стихийной группы сюжет о ситуации с ДК показывают по одному из областных телеканалов. После этого сюжета из министерства культуры приходит запрос о судьбе Дома культуры, ответить на который глава администрации должен в течение десяти дней.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Директор предприятия — снять с баланса своего завода злополучный ДК и сохранить хорошие отношения с главой.

 Глава администрации — разрешить ситуацию без ущерба для бюджета города, и в преддверии выборов не испортить отношения с ветеранскими и общественными организациями.

Афганец — получить здание ДК в собственность, чтобы впоследствии распоряжаться им по своему усмотрению.

Руководитель стихийной группы — добиться обещания от главы, что все клубы и кружки будут работать в прежнем режиме и на прежних основаниях. 

 

Ситуация 9 СКАНДАЛ В ДУМЕ

На заседании прошло голосование по вопросу очень важному для Председателя Думы и членов его фракции. Положительное решение было принято преимуществом в один голос. Голосование обычно проходит при помощи электронной системы, которая была установлена 6 лет назад, и уже устарела как морально, так и физически. Кроме того, ведется аудиозапись заседания, а также оно транслируется на мониторы в фойе и по Интернету. В перерыве заседания депутат от оппозиции обнаруживает, что один из депутатов в момент голосования отсутствовал и его карточкой для голосования воспользовался другой депутат из фракции Председателя. За присутствием депутатов следит руководитель аппарата, который должен фиксировать все факты входа и выхода депутатов из зала заседаний. Однако всем известно, что руководитель нередко отлучается из фойе для решения текущих рабочих вопросов. «Отсутствующий» депутат признает, что он выходил из зала, но за время сорокаминутного обсуждения данного вопроса уже успел вернуться. Несмотря на все доводы, оппозиция инициирует вопрос о незаконности голосования. Председатель вызывает к себе руководителя аппарата и запрещает ему сообщать кому-либо информацию о присутствии депутатов.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Председатель Думы — продавить решение, сохранив при этом лицо.

Депутат от оппозиции — добиться отмены результатов голосования.

Руководитель аппарата — сохранить лицо, сохранив при этом и должность.

«Отсутствующий» депутат» — добиться признания законности принятого решения.

 

Ситуация 10 МЕСТО В СПИСКЕ

Региональное отделение одной из федеральных партий в ближайшее время должно представить свой список кандидатов в депутаты Областной думы. В соответствии с Уставом области выборы осуществляются на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу. Председатель политсовета знает, что согласно социологическим замерам по итогам этих выборов региональное отделение может твердо рассчитывать на получение пяти депутатских мандатов в новой Думе. Председатель исполкома докладывает председателю политсовета, что с претендентами на первые четыре места в списке все более или менее понятно: это директор крупного завода, начальник местного отделения железной дороги, функционер, занимающий в партийной иерархии высокую должность, и депутат Законодательного Собрания, пожелавший идти на второй срок. На последнее проходное место претендуют двое. Первый — активист, человек, стоящий у истоков партийной организации, сумевший «сколотить» наиболее многочисленную ячейку, искренне разделяющий идеи партии. Второй кандидат, вступивший в партию по личной рекомендации председателя исполкома, человек в политике новый, ничем пока себя не проявивший. Однако он весьма успешный предприниматель, а значит, может внести ощутимый вклад в избирательный фонд партии, проблема наполнения которого стоит достаточно остро. Председателю политсовета звонят из Москвы с требованием не позднее, чем через два дня, согласовать все кандидатуры в ЦК партии.

РОЛИ И ИНТЕРЕСЫ:

Председатель политсовета — сформировать достойный список и обеспечить достаточное финансирование предвыборной кампании.

Председатель исполкома — обеспечить место в списке для «своего» человека и не испортить отношений с председателем политсовета

Активист — попасть в список и не испортить отношения с председателем исполкома.

 Предприниматель — стать кандидатом в депутаты и потратить как можно меньше личных средств на предвыборную кампанию.


© Мастерская Александра Заборова, 2006 г.
Оригинал страницы